shapka

Семья и общество

В Евангелии говорится о том, что дорога к Царству Небесному лежит через тесные врата. И правда. Жизнь во Христе – это всегда усилие, это всегда подвиг: пост, молитва, воздержание, покаяние – словом, все то, что усмиряет страсти души и тела.

Как-то умер муж одной женщины, и на похоронах она говорила о нем только самое лучшее! Женщина причитала, свои похвалы в плаче и стихах вознося до небес: «Мой любимый муж, мой орел, мой кипарис…» Ее одернула одна подружка и сказала: «Хватит, достаточно с нас, ты слишком далеко зашла! Когда он был жив, ты его с ума сводила. Почему ты не говорила ему все эти приятные речи, когда он здравствовал, не показывала, что он для тебя ценен? Почему ты тогда не говорила ему «мой любимый муж»?

Как научить детей молиться? Со взрослыми все понятно — утренние, вечерние правила, Евангелие и Последование перед причастием — стой себе и читай, но с детьми то как? Заставлять их выстаивать все «взрослые» молитвы, или же все-таки облегчать им молитвенный устав?

«Ну как же тебе не стыдно, зачем ты снова в лужу наступил?» - вопрошает мама годовалого или двухгодовалого «бесстыдника». «Какой же ты бессовестный, Петя! Ты опять отнимаешь игрушку у Вани!» - возмущается воспитатель в детском саду. «Совести у тебя нет!» - заявляет отец сквернословящему сыну. Эти возмущения взрослых по отношению к детям разного возраста привычны. Что же такое совесть? Как это понятие соизмеримо с возрастом?

Что такое вера? Это так просто для сердца. Это так трудно для ума. Ум? Душа? Но ведь наше «Я» не различает этого. Глубинному «Я» либо хорошо, либо плохо. Хоть от математики, хоть от долгов по кредиту, хоть от того, что жена ушла к другому - либо хорошо, либо плохо. В глубине же души происходит нечто более важное, чем то, что мы понимаем важным. Математика, боль, счастье, любимые дети, государственная премия и даже жизнь в Боге - все это может однажды смешаться в одну кучу, и затмить Бога. И тогда приходит отчаяние, уныние и ощущение того, что ты никому не нужен.

Активность многих тоталитарных сект, которые ещё десять-пятнадцать лет назад наводняли своими вербовщиками просторы улиц и подъезды домов, сегодня пошла на спад. Наверное, отчасти этого удалось достичь благодаря усердной и грамотной полемике, которую вели миссионеры нашей Церкви.

«Хорошо там, где нас нет» - это всем известное выражение все чаще становится иллюстрацией нашей собственной жизни, когда человек недоволен тем, что имеет.

Один из легкомысленных французских философов восемнадцатого века, называемых энциклопедистами, сказал язвительное слово, которое было немедленно подхвачено и стало крылатым словом: «Христианство не удалось». Что же, неужели действительно не удалось? Конечно, нет!!! Оно не удалось для тех, кто подобен этим философам, для тех, чьи сердца полны гордости, самомнения и самопревозношения.